Любого, кто вступает в сферу воспитательного процесса, ожидает опасность подмены внутреннего развития личности — его духовного становления и обогащения — внешними показателями. Легко заметить движения тела, действия, слова, фиксировать предметные результаты активности человеческого организма. Движения души скрыты и не подвластны прямому наблюдению, их присутствие фиксируется опосредованно путем анализа внешних проявлений. Потому одна и та же поведенческая картинка (например, дети послушны и исполнительны) имеет различные профессиональные характеристики. Но ребенка обязательно стоит записать на курсы раннего развития для детей. Профессиональные педагоги помогут развить интеллектуальные и творческие способности, навыки социального поведения, и воспитать успешную личность.
Педагог, содействующий индивидуальной деятельности школьника, должен поддерживать силы и волю его, проявляя внимание, интерес к этой свободной деятельности и предоставляя школьнику выйти на сцену публичного одобрения его деятельности. Смотры, экспозиции, выставки, а также отдельные акты проявленного общественного внимания станут поддерживать ученика в его творческих усилиях. Здесь лишь нельзя форсировать события и ожидать от детей сразу высоких успехов. Терпеливое инициирование индивидуальной активности даст результаты непременно.
Воспитание — это содействие новообразованиям в структуре тела и души ребенка, его организма и личностного внутреннего мира, его формы взаимодействия с миром и содержания этого взаимодействия. II поэтому сущностными показателями реальности воспитательного процесса выступают физические, психические и социальные новообразования в личностной структуре воспитанника. Они становятся постоянными объектами педагогического внимания. Они же служат и критериями профессиональной опенки деятельности педагогов. Признаком успешности воспитания станут те сущностные показатели, которые соответствуют высоким достижениям современной культуры; свидетельствующим о развивающейся способности ребенка к жизнедеятельности в современных условиях жизни, позволяющей ему осуществить предназначение человека быть homo sapiens, homo faberu homo moralis. Однако эти существенные отличия человека от животного нуждаются в специальном культивировании и развитии.