Для корректной работы приложения сторого необходимо включить поддержку JavaScript
логотиплоготип

Учитель должен делать выводы

23.03.2016

Метод Эббинггауса заключался в том, что он перечитывал ряд слогов до тех пор, пока не оказывался в состоянии без запинки повторить их наизусть. Число, показывавшее, сколько раз надо прочитать данный ряд для того, чтобы запомнить его, служило мерилом трудности заучивания в каждом отдельном случае. Но если, заучив этим способом какой-нибудь ряд, мы переждем несколько минут, то окажемся не в состоянии повторить его без запинки, так, как повторяли его раньше. Мы должны снова перечитать его, чтобы воскресить в памяти некоторые слоги, уже улетучившиеся или изменившие место в ряду. Эббинггаус систематически исследовал, сколько раз надо перечитывать данный ряд для того, чтобы без запинки повторить его по прошествии пяти минут, получаса, часа, суток, недели и месяца. Число требуемых повторений он принял за мерило той степени забывания, которая обнаруживалась по истечении данного промежутка времени. Этим путем он открыл несколько замечательных фактов. Оказывается, что процесс забывания вначале совершается гораздо скорее, нежели впоследствии. Так, не менее половины заученного было, по-видимому, забыто в течение первого получаса, две трети — к концу восьмого часа и всего четыре пятых — к концу месяца. Эббинггаус не производил опытов с промежутками больше месяца; но если мы сами продолжим в уме кривую запоминания, начало которой дано в опытах Эббинггауса, то, естественно, должны будем предположить, что она никогда не опустится до нуля, как бы ни было долго протекшее время. Это значит, что как бы давно мы ни заучили какое-нибудь стихотворение, как бы мы ни были неспособны сказать его теперь на память, — влияние первого заучивания все же обнаружится в сокращении времени, потребного для того, чтобы заучить его снова. Словом, опыты Эббинггауса показывают, что даже те вещи, которых мы совсем не можем ясно припомнить, несомненно, оставили какой-нибудь след в нашем уме. В нас произошли изменения оттого, что мы когда-то их заучили. Сила сопротивления в системе наших мозговых путей стала иной. Мы легче воспринимаем. Выводы, которые мы делаем из известных посылок, вероятно, были бы несколько иными, если бы этих изменений не произошло. Последние влияют на весь край нашего поля сознания, хотя бы их продукты, не поддающиеся точному воспроизведению, и не входили непосредственно в фокус этого поля.

















*
"Bridge-Мост. Язык и Культура"      

 

© 2007 "НФ НГЛУ"
РТ, г. Набережные Челны, ул. Центральная, д. 62.
тел.: (8552) 70-59-60, 70-60-30.

 




test